Наука в ИМЭИ: "Байкальские чтения"

Интервью с заведующим кафедрой математической экономики, канд. физ.-мат. наук А.Ю. Филатовым

filatov.jpg

Здравствуйте, Александр Юрьевич! Многим в Иркутске и за его пределами известны проводящиеся каждую весну в ИМЭИ «Байкальские чтения». С них и начнем нашу беседу. Расскажите, пожалуйста, об идее возникновения этого проекта.

– Чтобы объяснить идею «Чтений», нужно начать издалека: в России в начале 90-х не было нормального экономического образования. Поэтому в 1992 году благодаря усилиям В.М. Полтеровича и В.Л. Макарова была основана Российская экономическая школа (РЭШ), как островок качественного экономического образования в России. Преподавать туда приехали известные западные экономисты. Первые выпускники, получившие хорошую базу, уехали на Запад в ведущие университеты, защитили там Ph.D-диссертации... и вернулись. Преподавать в РЭШ. И начать экспансию в России. В начале 2000-х РЭШ делает очень хорошую вещь: проводит outreach-семинары для преподавателей региональных вузов – недельные курсы по различным разделам современной экономики. Но в какой-то момент это стало прекращаться. А продолжать хотелось – в регионах есть интерес, но не всегда есть возможности. Своих кадров раз-два и обчелся, а из Москвы на местные зарплаты далеко не каждый поедет. Поэтому и родился формат интенсива – приглашается специалист, начитывает курс хорошего уровня, а дальше его или хотя бы его фрагменты перенимают на месте. Это все-таки проще, чем самостоятельно разбираться в тонкостях динамично развивающейся области знаний, в которой сегодня все иначе, чем даже 20-30 лет назад, по англоязычным учебникам и статьям, из десятков тысяч которых нужно выделить обозримое множество существенных.

А кто авторы и организаторы проекта?

– Не могу не выделить человека, без которого в Иркутске очень многое было бы значительно тусклее, Алексея Савватеева, одного из ведущих российских матэкономистов, профессора РЭШ, ведущего научного сотрудника ЦЭМИ РАН. Я познакомился с ним в 2001 году на РЭШевском семинаре, в 2005-м зазвал в Иркутск, еще не зная, к чему это приведет… Помимо остальных достоинств, его отличает необычайная интеллектуальная щедрость и альтруизм, готовность делиться своими научными знаниями со всеми, кто проявляет интерес, способность понятно донести самый сложный материал, а главное, зажечь всех – особенно студентов, аспирантов и научную молодежь – интересной экономической и математической проблематикой и вовлечь их в проводимые исследования. Львиную долю лекций на первых «Байкальских чтениях» 2008 года, посвященных теории игр, начитал именно он. На следующие начал приглашать своих друзей из РЭШ, Вышки, МГУ, Яндекса и других организаций. К настоящему времени статусом лекторов Школы могут похвастаться уже почти 100 ведущих специалистов из России, Европы и Америки, включая Президента Новой экономической ассоциации академика РАН Виктора Мееровича Полтеровича, профессора Южно-Методистского университета и одного из двух получателей мегагрантов по экономике Шломо Вебера, директора центра «ECARES» в Брюсселе Виктора Гинзбурга.

А как происходит обновление участников программы школы? Как Вам удается привлекать все новые научные силы?

– Наверное действуют три главных фактора – Байкал, сложившаяся репутация и эффект масштаба. Я сам, когда был в Америке, обнаружил, что там знают только три места в России: Москву, Питер и Байкал. Когда говоришь «I’m from Irkutsk», в ответ тишина, но, услышав «I’m from lake Baikal», сразу же понимают, о чем идет речь. Байкал – это бренд мирового масштаба, где хотят побывать очень многие. Ну а поскольку абсолютно все гости остаются довольными увиденным, информация распространяется. Большинство приезжавших один раз старается вернуться. За 6 лет появились уже завсегдатаи Чтений... Ну и эффект масштаба тоже действует – сложно зазвать топовых специалистов на пустое место, а когда в некотором месте встречается два десятка интересных друг другу людей, отказаться практически невозможно. Есть хороший пример – один университет решил пригласить к себе Филдсовского лауреата. Тот сначала отказывался, но его убедили, что он сможет просто жить в кампусе, гулять по окрестностям, заниматься наукой и от него не потребуется даже читать лекции, выступать с докладами и руководить научной работой. Какова была выгода университета? – Они зазвали к себе нескольких ведущих специалистов, согласившихся приехать, лишь узнав про то, что они смогут в неформальной обстановке за ужином или на прогулке пообщаться с Филдсовским лауреатом. Кстати, как минимум двое Нобелевских уже знают про «Байкальские чтения». Так что рано или поздно, так или иначе…

Вообще никогда не знаешь, где тебе повезет. Когда-то я наполнил официальный сайт кафедры математической экономики большим количеством материалов – учебными пособиями, конспектами лекций, задачниками, презентациями, сопутствующими статьями. И в один прекрасный день получил письмо от Дмитрия Воробьева из ведущего Восточно-Европейского Центра экономических исследований и образования CERGE-EI. Он рассказал, что по программе «Teaching Fellows» их преподаватели готовы ездить в университеты России для преподавания продвинутых курсов. Вот только крайне узок круг вузов за пределами Москвы с Питером, где обучают нормальной экономике. Мы к таковым были причислены. И пошло сотрудничество – в этом учебном году проводится уже 3 интенсива с привлечением профессоров из CERGE, а с 2014 года запускается большой научно-образовательный проект, координатором которого является CERGE, а участниками Гарвард, Оксфорд, Тулузская школа экономики и другие ведущие университеты. Россия в этом проекте представлена только тремя вузами: Российской экономической школой, Новосибирским и Иркутским университетами.

Раз уж речь зашла про сайт, расскажите, пожалуйста, что Вы делаете в области информационной поддержки образования?

– Наверное, самым важным достижением последнего года стало то, что удалось поставить на поток съемку, обработку и выкладывание в сеть видеокурсов лекций. Создан наш канал на YouTube под названием Sibscience, активно развивается группа в контакте Baikalreadings, в которой уже более полутысячи подписчиков. На этих ресурсах уже опубликованы все материалы с предыдущих «Байкальских чтений», с Первой Школы междисциплинарного анализа социально-экономических процессов, проводившейся на Байкале, с нескольких проходивших в ИМЭИ интенсивов. Заметим, что резонанс огромен. Выложенный меньше месяца назад цикл лекций Алексея Савватеева «Математика для гуманитариев» уже посмотрели около 2 тысяч человек (не пора ли проводить лекции во Дворце Спорта?), а среди 400 репостов невооруженным глазом можно увидеть паблики ведущих российских университетов и организаций, связанных с научными исследованиями и образованием в области математики.

Есть ли какие-то трудности в организационном плане?

– Конечно, как и в любом масштабном деле, трудностей больше, чем хотелось бы. И сил со временем на организацию мероприятий уходит очень много, и информацию не всегда удается донести до всех заинтересованных. Но главная проблема, конечно, финансовая. Можно подсчитать, во сколько обходится хотя бы просто прилет с проживанием десятка участников «Чтений» (а их, как правило, несколько больше). К этому добавить съемку и обработку видео, выезды на Байкал со всей культурной программой, без которых программа чтений была бы, безусловно, неполна. Можно продолжать перечислять… Где-то используем личные гранты, где-то пытаемся вписаться в существующие программы поддержки, где-то (и деньгами, и жильем, и транспортом) помогает университет. Большое подспорье заключается в том, что у «Байкальских чтений» уже сложилась репутация, и люди, чьи гонорары за публичную лекцию в Москве составляют не менее тысячи долларов, сюда приезжают бесплатно да и ещё дорогу самостоятельно оплачивая, и спрашивают «Сколько лекций вам прочитать?» Так что главный принцип – все проводимые мероприятия полностью бесплатны и свободны для посещения преподавателями, студентами, аспирантами и вообще всеми желающими – мы, безусловно, сохраним.

Научная работа студентов остается важной компонентой учебного процесса. Как Вы считаете, что может зажечь интерес к науке у широких студенческих масс? А может надо привлекать к науке только небольшую часть талантливых студентов?

– Мое глубокое убеждение состоит в том, что классический университет обязан  отличаться уровнем от остальных вузов. Он должен давать не только набор шпаргалок, описывающих действия в десяти типичных ситуациях, но и учить думать – чтобы выпускник, попав в одиннадцатую, смог бы с ней справиться. Да, под маркой «Мы учим думать» часто максируются те, кто не дает вообще ничего, но научная работа как раз является хорошей проверкой на «вшивость»: если студент сумел расколоть нетривиальную задачку, он сдал экзамен на мыслящего человека. Собственно, не так важно, пойдет он потом в образование с наукой, бизнес или госуправление – научная работа не позволит застояться мозгам, да и в резюме будет, что написать. Понятно, что подключение всех студентов к этой деятельности пока объективно невозможно, но нужно стараться максимально расширить этот круг задолго до выхода на диплом. Важно, чтобы не падала ниже критической доля тех, кто, по сути, создает мотивирующую среду научного и творческого общения, через которую и реализуется эффект сообучения. Очень многое, конечно, здесь зависит от научных руководителей. Для них важно обладать широким кругозором, позволяющим видеть и уметь формулировать интересные и актуальные задачи, в том числе, за границами узкой области собственных научных интересов, и своим примером поднимать студентов на научные подвиги, как бы это ни было сложно и непривычно.

А как сейчас обстоят дела с наукой в ИМЭИ?

– В ИМЭИ процент студентов, занимающихся наукой, достаточно высок: половина выделенных в ИГУ за научную деятельность стипендий по общему рейтингу в этом семестре досталась ИМЭИ. Досталась не просто так – наши студенты участвуют в ведущих студенческих и даже взрослых конференциях, публикуются в России и за рубежом, побеждают на олимпиадах. Кстати, это хороший сигнал одаренным абитуриентам. В том числе, и тем, кто в качестве основного варианта рассматривает Москву. Да, не спорю, в ведущих московских вузах дают хорошее образование, но Москва имеет свои недостатки – удаленность от дома, дороговизну, огромные расстояния (все ли готовы тратить на дорогу по 3-4 часа в день?). Разрыв же в потенциально доступных знаниях с развитием интернета сильно сократился. Сейчас на сайтах типа http://coursera.org можно, находясь дома, совершенно бесплатно смотреть видеокурсы лекций, читаемые профессорами Стэнфорда или Массачусетского технологического, выполнять задания и даже получать сертификаты (студенты матфака этим пользуются). Уже упоминавшиеся «Байкальские чтения», краткосрочные интенсивы, семинары также сокращают разрыв. Вообще есть глобальные планы создания уже в этом году научного «ядра» – элитной группы, студенты которой с самых первых курсов будут активно участвовать во всех организуемых в ИМЭИ научно-образовательных мероприятиях, вести исследования под руководством как иркутских, так и приглашенных специалистов, в том числе, по различным грантам и целевым программам, решать серьезные задачи, среди поставщиков которых можно назвать такие компании, как Yandex или Intel, а также создаваемый на базе ИГУ центр прорывных технологий, где в частности, будут ставиться и решаться задачи интеллектуального управления контентом.

Вы говорили об участии студентов в научных конференциях. Чем обогащает самого студента участие в таких мероприятиях?

– Для тех, кто испытал подобный опыт, хорошая конференция – как наркотик, хочется еще и еще! Это возможность увидеть и даже пообщаться с людьми, которые до этого были в недосягаемой дали, скажем, на обложках учебников или экранах телевизоров, это способ представить свою работу и получить обратную связь, это шанс почерпнуть ценные идеи у других выступающих или просто обогатить себя новыми знаниями. Наконец, это возможность побывать в Москве, Питере, Новосибирске, других городах России и даже за рубежом. А в ИГУ участие в конференциях обогащает еще и материально – резко повышаются шансы получения стипендии «за научную деятельность», а это не мелочи – 11 тыс.руб. в месяц. А есть еще Оксфордская, Губернаторская, Правительственная, Президентская… Вообще, зачастую завидуешь нынешнему поколению. В наше время такого не было, а сейчас талантливые студенты – конечно, прилагая немалые усилия и добиваясь серьезных результатов, – могут получать больше преподавателей. И это тоже плюс ИГУ – в большинстве вузов, в том числе, и московских, подобные программы отсутствуют.

Я знаю, что Вы на протяжении долгого времени являетесь организатором нескольких олимпиад разного направления.

– Да, интерес к олимпиадам возник у меня еще в школе, когда я сам являлся их участником и даже стал призером всероссийской олимпиады по математике. Окончив университет, включился в это движение уже в качестве организатора и составителя заданий для экономических олимпиад школьников. Считаю, что олимпиады – это очень важно. Это и интересные задания (а ведь школьника главное заинтересовать предметом!), и гимнастика для ума (идеальная олимпиадная задача должна быть простой, но нетривиальной – не решаемой по шаблону и заставляющей напрягать мозги), и соревновательный эффект (стимул заниматься и развивать себя), и возможность поступления в ведущие вузы. Главное, чтобы олимпиады проводились честно и с качественной проверкой, как это, например, происходит на крупнейшей всероссийской олимпиаде по 9 предметам – «Турнире имени Ломоносова», в проведение которого ИМЭИ включился с 2011 года. Олимпиада, созданная группой энтузиастов из МГУ 36 лет назад, сейчас является одной из немногих олимпиад первого уровня и собирает более 60 тысяч участников со всей России и стран ближнего зарубежья. И Иркутск на общем фоне выглядит очень неплохо – из полутысячи прошлогодних участников 83 школьника стали победителями и призерами по математике, физике, биологии и другим предметам на федеральном уровне, что в 6 раз превосходит среднероссийские показатели. Так что приглашаем всех талантливых школьников к нам в последнее воскресенье сентября.

А для студентов Вы что-то проводите?

– Да, в 2004 году мы организовали межвузовскую олимпиаду по математической экономике, и за 10 лет из локального междусобойчика она превратилась в серьезное мероприятие всероссийского уровня с участниками от Санкт-Петербурга до Владивостока и победителями из Высшей школы экономики и Новосибирского университета. Впрочем, чаще всего студенты ИМЭИ не отдают никому пальму первенства, опережая команды ведущих российских вузов, что, конечно, не может не радовать. Кстати, немало серьезных научных исследований, курсовых и дипломных работ выросло из «задач на победителя» этой олимпиады. Это к тому, что грань между образованием и наукой достаточно тонка, и иногда нужно просто решиться ее преодолеть. Кстати, еще один интересный факт – задачи экономических олимпиад я включил в 4 своих учебных пособия, и теперь их активно используют в паре десятков университетов России. Поэтому бывали случаи, когда студент матфака, переводясь, скажем, в Высшую школу экономики, неожиданно встречал на курсах микро- и макроэкономики знакомые задачи – мир тесен!

Ну и последний вопрос. Какие планы у Вашей команды на будущее?

– Планов громадье! Глобальная задача – превращение ИМЭИ ИГУ в ведущий образовательный и научный центр в области математики, экономики и информатики Восточной Сибири и Дальнего Востока. Ну а что касается ближайшего будущего, то давно была мечта организовать нон-стоп, когда в Иркутске постоянно происходит что-то интересное – курсы, семинары, популярные лекции. Как в Москве, где каждый день приходится думать не о том, чем заняться, а что выбрать из предлагаемого ассортимента. Так вот, мы дожили до сходной ситуации – второе полугодие начинаем именно так!

В середине февраля к нам уже во второй раз из Праги приедет Дмитрий Воробьев. На сей раз он прочитает курс по теории оптимальных механизмов. Эта новая ветвь экономики связана с поиском таких правил игры, при которых экономические агенты, поступая в собственных интересах, приводят экономическую систему в желаемое для общества равновесное состояние. Именно за ее создание Роджеру Майерсону, Эрику Маскину и Леониду Гурвицу была вручена Нобелевская премия 2007 года. И именно эта теория часто приводится в качестве примера однозначного успеха экономической мысли – достаточно указать хотя бы такие ее приложения, как теория аукционов (через которые сейчас перераспределяется треть мирового ВВП), механизмы ценовой дискриминации, схемы оптимального налогообложения, эффективные механизмы приватизации. Приложения, к сожалению, очень слабо востребованные в Российской практике. Одновременно с этим небольшой курс по экономико-математическому моделированию прочитает директор Исследовательского центра процессов управления ИПС РАН профессор Владимир Иосифович Гурман.

Март начнется так называемым «Стекловским десантом» – 3-6 марта ИМЭИ примет 11 ведущих российских алгебраистов из Математического института имени Стеклова, МГУ и Высшей школы экономики, которые постараются, по возможности, понятно познакомить иркутян с тем, что творится на границах исследований в этой области математики. Декабрьский курс «Теория Галуа» был в какой-то мере подготовкой к мартовскому апофеозу. Далее, 11-14 марта, будет миникурс, особенно интересный для безопасников. Дмитрий Шварц из Высшей школы экономики прочитает цикл лекций «Шифрование и кодирование».

Ну и, наконец, главное событие года – с 17 по 28 марта в ИМЭИ ИГУ состоятся Седьмые «Байкальские чтения». Всех секретов раскрывать не стану. Но скажу, что помимо хорошо знакомых иркутянам Сергея Афонцева (ИМЭМО РАН), Сергея Измалкова (РЭШ), Андрея Леонидова (ФИАН) и других завсегдатаев Школы, мы пригласили несколько новых очень интересных специалистов. Более того, с большой вероятностью (сейчас решаются все организационные вопросы) именно на нашей территории в рамках «Байкальских чтений» пройдет Первая выездная школа лаборатории ЛИСОМО Шломо Вебера, получившего мегагрант Правительства России на исследования в области социальной и экономической неоднородности. А это шанс увидеть на берегах Байкала звезд мировой величины.

Хочу отметить, что интересные мероприятия среди этого внушительного списка могут отыскать все – математики, информационщики, экономисты, наверное, даже гуманитарии. Круглый стол по экономическому кризису или проблемам развития общественного транспорта (а мы приглашаем человека, который решил эти проблемы в Перми) может оказаться интересным для широкого круга горожан, вообще никак не связанных с наукой. В этом смысле ИМЭИ открыт для всех. Отдельная программа планируется для школьников – талантливых школьников в Иркутске много, и хотелось бы вовлечь их в нашу бурную жизнь, а также намекнуть, где следует продолжать обучение. Для этого запланирован ряд популярных лекций, которые мы будем проводить как в ИМЭИ, так и в ведущих лицеях и гимназиях города, а также на других площадках, например, в «Экспериментарии».

Я считаю, что это очень здорово, когда жизнь кипит. НАСТОЯЩЕЕ будущее рождается в НАСТОЯЩЕМ настоящем. Поэтому мы делаем и будем делать все возможное, чтобы огонь не гас и захватывал все больше тех, для кого математика, экономика и информатика – не пустой звук! Присоединяйтесь! Наши контакты: http://vk.com/alexander.filatov  mailto:alexander.filatov@gmail.com