Интервью с профессором кафедры алгебраических и информационных систем, д-ром физ.-мат. наук А.В. Манциводой
АМ. Хорошие экономисты и юристы тоже нужны. Проблема здесь в другом. Как известно, общество всегда живет определенными мифами. С лихих 90-х годов прошлого столетия у нас появился миф о том, что наиболее успешными будут теперь люди, которые получили диплом экономиста или юриста. В то время это было, конечно, волне обосновано, поскольку в экономике и обществе быстро все менялось. И вузы, не мешкая, отозвались на этот запрос общества - новые экономические и юридические факультеты стали расти, как грибы. Скорость этого процесса все нарастала и нарастала, и вот мы оказались сегодня в ситуации жуткого перепроизводства плохо подготовленных выпускников и потенциальных неудачников, поскольку учить-то их по-нормальному было некому. К сожалению, выпускник такой специальности попадает в двойную ловушку. Во-первых, качество полученного им образования совершенно недостаточно, чтобы сделать успешную карьеру. А во-вторых, он смотрит вокруг и видит сонм получивших такое же суррогатное образование, как и он сам. Ведь вузов, выпускающих таких бедолаг, предостаточно.
АМ. Они являются очень важной ее составляющей. Обычно до трети участников нашей группы - это студенты. Да и, честно сказать, у нас вообще нет такого деления "студент - не студент". Не важно, кто ты. Важно, насколько ты силен и ярок, насколько ты справляешься с поставленной задачей. Здесь надо понимать, что работа а такой команде, как наша, совсем не обязательно означает, что сегодняшний студент готовит себя к профессии исследователя, хотя такие амбиции мы всегда приветствуем. Дело в том, что реализуя сложные проекты, ребята получают уникальную возможность попробовать, как на практике работают самые разные информационные технологии. Они научаются сочетать разные технологии в рамках одного проекта, получают опыт организации проектной работы. А такой опыт нужен на любой работе связанной с информационными технологиями, и не только.
Поднимается еще такая проблема, что многие ребята работают не по специальности после окончания вуза.
АМ. У нас, как раз, такая проблема мало проявляется. Нас другая проблема больше беспокоит, особенно на старших курсах. Студенты к этому времени находят серьезную работу в компаниях, или создают собственные фирмы, и им приходится разрываться между учебой и профессиональной деятельностью. Зато переход от студента к профессионалу у них проходит весьма гладко и плавно.
С другой стороны, вот есть у нас выпускник, который работает "не по специальности" в качестве гендиректора крупной торговой компании. Или выпускник нашего института Александр Ведерников, ныне известный финансист, который работал и вице-премьером правительства Иркутской области - он как, по специальности работает или нет? Это плохо или хорошо? Я считаю, что это просто здорово. Здесь надо понимать, что есть университетское образование, и математическое образование, как часть его. Ведь слова "университет" и "универсальный" - однокоренные. Математика выстраивает и упорядочивает мышление, превращает человека в аналитика, научает его ставить перед собой (и перед другими) задачи, и четко продумывать шаги решения этих задач. Наши студенты умеют работать и знают, как работу можно организовать. Поэтому, даже если выпускник классического университета уходит в другие сферы деятельности, он остается элитой, обладающей необходимыми интеллектуальными инструментами, которые получил, изучая математические и смежные дисциплины в университете. И поверьте мне, что эти инструменты применимы в любой области человеческой деятельности. Вот и выходит, что получает кто-то доморощенную степень МБА, устраивается куда-то на фирму, и видит, что гендиректор этой фирмы - выпускник Института математики, экономики и информатики.
Вернемся, все-таки, к информатике. Хорошо известно, что российские программисты имеют очень высокую репутацию, и работают чуть ли не во всех ведущих информационных компаниях мира. Однако, к сожалению, в информационной отрасли как бизнес-сфере мы многократно проигрываем, например, индийским программистам.
АМ. Вот многие приводят нам пример с индийскими программистами, как у них здорово бизнес идет. Но, поверьте мне, это пример очень неоднозначный. Конечно, бизнес-составляющая у них отработана, и финансовые результаты хорошие. Однако появилось и такое понятие как "индийский код", который означает низкокачественные программы с малой долей креативности.
Зато денег намного больше, чем мы зарабатывают. Может быть нам также надо действовать?
АМ. Приведу забавный пример из собственной практики. Строил я несколько лет назад подвальчик в своем гараже. Заказал его нашей местной бригаде, и стал смотреть, как они действуют. Удивило меня то, что даже такая процедура, как копание ямы для подвала, проводилась с обширным использованием интеллектуальных способностей бригады. Я поразился их изобретательности, однако бригаду пришлось прогнать, поскольку они тратили весь свой интеллект на то, как меньшими усилиями выдавить из меня деньги, мало что построив. Затем я нанял бригаду ребят, приехавших из ближнего зарубежья. Они рьяно взялись за дело, а я совершил ошибку, не контролируя их, поскольку они в конце концов выкопали яму в два раза глубже, чем надо, и ее пришлось потом закапывать. Этот забавный пример демонстрирует особенности нашего национального характера. На самом деле, он имеет глубокие корни, которые играют огромную роль в таких специальностях как математика и информационные технологии. Там где индусский коллега не задумываясь накопирует один и тот же код, наш программист крепко призадумается. Ведь он знает, что если сейчас накопирует код в двадцати местах, а потом его придется переделывать (а код всегда приходится переделывать), и, обладая воображением, понимает, как ему будет неохота все это исправлять, сразу пишет классную и компактную программу, в которой возникшую проблему нужно будет корректировать ровно в одном месте. Это, кстати, объясняет известный феномен. В международных компаниях, разрабатывающих программные продукты, совместная работа российских и индусских программистов очень часто заключается в следующем - россиянин работает аналитиком и постановщиком задач, под которым работает бригада индусов, каждый из которых выполняет абсолютно четкую и конкретную задачку в рамках общего дела.