Шрифт:

Интервью с директором воскресного колледжа ИМЭИ, д.ф.м.н., Фалалеевым М. В.

Вопрос. Михаил Валентинович, вы долгое время руководите воскресным колледжем института. Чем с вашей точки зрения важен колледж? Зачем он нужен? М.Ф.Воскресный колледж изначально создавался для того, чтобы наших потенциальных студентов приучить к новой системе ведения занятий и к новому способу приобретения знаний. Наши занятия выстраиваются по принципу, отличному от школьного. Это происходит во всех отделениях воскресного колледжа, а не только на нашем математическом отделении. Пройдя программу нашего курса, ребята приобретают опыт обучения в ВУЗе. Программа по математике – восьмимесячная, и ребята должны пройти через такой вид занятий, как лекции, когда нужно час двадцать слушать преподавателя.

Воскресный колледж университета изначально создавался как такое учебное заведение, где наши будущие студенты могли бы познакомиться с новой системой преподавания учебного материала, познакомиться с новыми разделами классических курсов, которые они в своей школе изучают, но в силу особенностей школьной программы часто остаются за рамками уроков. То есть воскресный колледж создавался, чтобы выявить потенциальных студентов и подготовить их к обучению в нашем университете.

На математическом отделении колледжа мы решаем те же самые задачи. Мы хотели бы свести к минимуму влияние случайного фактора при поступлении на наш факультет. Одна из целей нашей работы – отобрать лучших ребят из тех, что придут к нам на учебу и сориентировать их именно на обучение в нашем институте.

Кроме того, учебные планы, которые реализуются на нашем отделении, существенно дополняют школьную программу, связанную с частью С единого государственного экзамена. Дело в том, что учебный материал, который включается в задания С3, С4, С5 не изучается в школе в таком виде, в котором предлагается на экзамене. Не всякий школьник может освоить тот учебный материал, который нужно знать, чтобы решать задания уровня С3, С4, С5. Но сильному ученику желательно это показать, позаниматься с ним. И эти задачи мы решаем.

То есть, во-первых, мы подготавливаем наших будущих студентов к учебе в университете. Для этого учебные занятия выстраиваются по типу университетских, то есть существует лекционная и практическая формы занятий. Во-вторых, мы подготавливаем наших потенциальных студентов к решению задач, уровень которых существенно отличается от того, что ребятам приходится делать в школьном курсе математики.

Вопрос. Скажите, пожалуйста, получают ли слушатели какой-то документ по окончании колледжа?

М.Ф. Конечно, все ребята получают свидетельство об окончании колледжа. Это документ, который они вкладывают в свой портфолио, когда поступают в ВУЗ, не обязательно наш, но и любой другой тоже. Этот документ может им оказать некоторую помощь, но не абсолютную. Только после того, как ребята успешно сдадут ЕГЭ, на этапе конкурсного отбора этот документ может сыграть свою положительную роль.

Вопрос. Михаил Валентинович, а куда предпочитают поступать выпускники воскресного колледжа? Верно ли то, что они, как правило, выбирают наш институт?

М.Ф. Результат обучения всегда очень индивидуальный. Безусловно, значительная часть наших выпускников попадает на учебу в наш институт. И что очень важно: среди отчисленных студентов выпускников нашего колледжа я не наблюдал. То есть те, кто поступают в наш инстутут - заканчивают учебу успешно. Есть, конечно, ребята, которые поступают не в наш институт, но мы и не ставим себе цели всех выпускников видеть в качестве студентов института математики. Наша цель – подготовить ребят и постараться сделать так, чтобы самые лучшие оказались на учебе у нас. Наши выпускники учатся и на других факультетах ИГУ, и в других институтах города, и не только.

Вопрос. Какие формы обучения вы предпочитаете вводить в своем колледже? Есть ли дистанционная форма обучения?

М.Ф. Сегодня у нас реализуются классические университетские методики преподавания: это лекции – наших будущих студентов надо готовить к их восприятию. Есть, естественно, практические занятия. Но уже третий год реализуется и такая форма обучения, как дистанционная.

Что здесь имеется в виду: Эта форма была у нас введена с появлением ЕГЭ, который, как известно, состоит из трех частей: А, В и С. При этом части А и В в режиме реального экзамена сдаются не человеку, а машине. Компьютеру тоже надо уметь сдавать, желательно иметь такой опыт. И вот наши ребята имеют такую возможность. Они по планам обучения могут в течение учебного года, который у нас длится 8 месяцев, сдать 25 раз части А и В - на наших компьютерах. Я про 11 класс сейчас говорю. Кроме того, все слушатели воскресного колледжа получают удаленный доступ, и могут через интернет со своего домашнего компьютера тренироваться в сдаче ЕГЭ. Если при решении каких-то задач у них что-то не получилось, то в воскресенье, когда они приходят в колледж, они у своего преподавателя могут получить консультацию, как решать ту или иную задачу, которая у них не получилась при самостоятельной работе дома. То есть части А и В у нас в большей степени изучаются самостоятельно, ребята получают опыт самостоятельной работы, самоконтроля.

Естественно это все проходит под контролем преподавателей, и касается тех ребят, которые серьезно настроены на учебу, а не просто проводят время.

Вопрос. И все-таки, не могли бы вы уточнить, какой процент выпускников колледжа приходит к нам в институт.

М.Ф. Что касается процента выпускников колледжа, поступающих именно к нам, то эта цифра плавающая. Она меняется от года к году. Примерно от 15 до 30 процентов бюджетных студентов - это бывшие студенты нашего воскресного колледжа. Многие учатся на одни пятерки. Есть такие, которые сейчас стажируются в одном из университетов Европы.

Вопрос. И несколько слов относительно будущего нашего колледжа.

М.Ф. На сегодня, наши программы обучения - это единственные программы в Иркутске, которые ориентированы на изучение математики в пределах части С ЕГЭ. Все остальные программы в других университетах нашего города, на мой взгляд, больше ориентированы на первую часть этого экзамена. В этом смысле, я думаю, мы будем оставаться востребованными еще очень долго. Я хочу заметить, что в этом году у нас набор почти в полтора раза превышает набор прошлого года. В каком то смысле это было даже неожиданно для нас. Поэтому я не ожидаю, что в ближайшие 3-5 лет колледж свернет свою работу. И это, несмотря на то, что мы входим в сложную демографическую ситуацию, как в стране, так и в нашем городе.

© 1999-2025, Институт математики и информационных технологий ИГУ