Интервью с директором заочной физико-математической школы ИГУ, доцентом кафедры математического анализа и дифференциальных уравнений, к.ф.м.н., Е. П. Бокмельдер

Вопрос.: Елена Петровна, расскажите немного об истории создания заочной физико-математической школы? Кто явился инициатором создания этого проекта?
Е.П.: ЗФМШ в нашем университете существовала еще в 70-е-90е годы прошлого столетия, а три года назад в 2009 году школа возобновила свою работу. Желание привлечь абитуриентов из сельской местности на физический и математический факультеты, возобновить классические традиции, связанные с углубленным изучением точных наук, и стимулировать школьников к научной деятельности стало насущной потребностью для наших факультетов. Инициатива исходила от кафедры теоретической физики, которая исторически была организатором ЗФМШ и летней ФМШ. Было подписано положение об организации ЗФМШ ИГУ совместно с Академией наук РФ и Министерством образования Иркутской области. Министерство образования взяло на себя проведение раз в два года летней ФМШ. В этом году состоялась летняя школа, куда были приглашены лучшие ученики ЗФМШ.
Вопрос: А Вы обучались в заочной физмат школе?
Е.П.: Учеником уже не была, но преподавателем в летней ФМШ работала много лет. Первое «боевое крещение» я получила будучи студенткой второго курса университета.
Вопрос: Я наслышана, что в этой школе была особая творческая атмосфера.
Е.П.: И в летней, и в заочной школе преподавателями работали молодые преподаватели и самые лучшие студенты с физического и математического факультетов, такой творческий союз был полезен всем трем сторонам, нам было интересно общаться и друг с другом, и заниматься со школьниками. Хочется также отметить огромную трудоспособность и увлеченность среди преподавателей и школьников. И преподаватели, и школьники в некоторые годы жили в палатках, в таких же палатках проводили занятия. Ребята, которые начинали работать в физмат школе, сейчас уже доктора и кандидаты наук. Многие достигли больших успехов, в том числе в науке и в карьере. 
Вопрос: Зачем нужна физмат школа сейчас, когда   более популярными считаются профессии юриста, экономиста, а изучение физики и математики стало менее престижным?
Е.П.: Это уже не так. Наоборот, все больший интерес проявляется к информационным и техническим специальностям. Нас больше волнует другая проблема. К сожалению,   уровень школьного образования становится все ниже и ниже. Частично это связано с переходом на ЕГЭ, с изменением цели обучения, снижением мотивации у детей изучать науки. Это становится для них все сложнее и сложнее, а все сложное вызывает отторжение. Сейчас большинство школьников считают себя гуманитариями, потому что им не даются физика и математика. Может быть, им и гуманитарные науки тоже не даются, но это сложнее выявить, хотя тоже видно из результатов ЕГЭ по русскому языку. 
Вопрос: А у тех, кто поступил в физмат школу, возникает дополнительная мотивация более углублено изучить предмет? Или, может быть, вы как-то способствуете этому?
Е.П.: Важным моментом обучения в ЗФМШ является самостоятельное изучение предложенных материалов, научить учиться, подготовить будущего абитуриента к обучению в ВУЗе – вот цель нашей школы. Мозги у нынешних школьников есть и, может быть, не хуже, чем были у нас, но они не тренированы, не развиты в нужном направлении. А математика и физика, как всем известно, прекрасный инструмент для тренировки и развития мышления, поэтому эти предметы никогда не исчезнут из школьной программы. Хотелось бы, чтобы все школьники поняли, что обучение в ЗФМШ им будет очень полезно. А после того, как ученик сделал удачный первый шаг на трудном пути обучения, он получает необыкновенную радость от творческой деятельности и стремится двигаться дальше
Вопрос: А есть ли возможность у учеников физмат школы получать лекции, консультироваться?
Е.П.: Конечно. Работа школы строится следующим образом: по электронной почте на адрес ученика или учителя высылаются методические разработки с небольшой теоретической частью, с разобранными задачами и примерами на определенную тему, и домашнее задание. Всегда можно получить консультацию от преподавателей нашей школы. Проверенные задания с указаниями, либо с решениями тех задач, которые не получились у ученика, высылаются ему вместе с новым заданием. На выполнение одного задания дается не менее одного месяца. Задания составляют высококвалифицированные преподаватели, проверяют лучшие студенты и преподаватели. Завуч по математике – я, завуч по физике - аспирант ИДСТУ Алексей Шишмарев.
Вопрос: Были ли учащиеся, которые закончив ФМШ, выбрали либо физический, либо математический факультеты для поступления?
Е.П.: Да, такие студенты имеются и с университетской программой справляются достаточно уверенно. Но, к сожалению, их пока немного, именно в нашем университете. Многие школьники из отдаленных районов области поступают в ВУЗы, территориально ближе, чем иркутские. Хочу отметить, что, несмотря на то, что главная наша целевая аудитория – это сельские школьники 9-11 классов, мы также оказываем помощь и сельским учителям. Дидактические материалы, посылаемые школьникам, очень полезны и преподавателям, которые хотят повысить свою квалификацию, либо проводить факультативные занятия по нашим разработкам. Я часто получаю благодарности от учителей. Мы также можем помочь учителю составить программу элективного курса и утвердить ее в ИПКРО.
Вопрос:  Елена Петровна, скажите, пожалуйста, а какой уровень заданий предлагается в физмат школе?
Е.П.: Предлагаются задания достаточно высокого уровня. Берутся наиболее актуальные темы в углубленном, расширенном варианте. Задания подобраны таким образом, чтобы научить думать, а не те, которые ориентированы на решение по заданному алгоритму, как, в основном, учат в школе. 
В основном мы помогаем решать задания из второй части ЕГЭ, или второй части ГИА, т.е. более сложные задачи. В первую очередь физико-математическая школа рассчитана на ребят, которые собираются поступать в профильные вузы. Но, тем, кто не собирается, обучение в ЗФМШ тоже не помешает. Набрать дополнительные баллы по математике на экзамене лишним не будет.
Конечно, очень радует учащихся ощущение, что они сами могут решать задачу. Это ни с чем не сравнимая радость. И кто на себе это почувствовал – никогда этого не забудет. Но для того, чтобы ее решить, надо же сначала попытаться!
Самая большая проблема в том, что в школе сокращают часы, отведенные на точные науки, а у учителей не хватает времени, чтобы все объяснять. В то же время у ребят на самостоятельную работу нет ни времени, ни желания.
Несмотря на все проблемы, хочу отметить, что есть ребята очень талантливые, которые стремятся узнать больше школьного курса, например, у нас есть ученик из Качугского района, Демидов Иван, который три года успешно учится, удивляет и радует своей грамотностью.
Вопрос: Что нужно, чтобы поступить в ЗФМШ?
Е.П.: Чтобы быть принятым в школу, нужно прислать заявление по адресу boklena@mail.ru вместе с ответами (или решениями) на вступительные задания, которые размещены по адресу http://math.isu.ru/ru/school/task_math.html. В заявлении нужно указать полностью фамилию, имя, отчество, район, школу, класс, свой полный почтовый адрес и свой электронный адрес или электронный адрес, по которому Вы сможете получать задания и консультации.
Дорогие ученики 9-11 классов, ждем вас в нашей школе!