Моделирование экономики и менеджмента

Компьютерная деловая игра МЭКОМ (Моделирование ЭКОномики и Менеджмента) известна в России с 1991 года.

Ядром игры является американская программа Management and Economic Simulation Exercise (MESE), созданная по заказу американской образовательной корпорации Junior Achievement (JA) более 10 лет назад Гарвардским университетом. Создателем программы является Bill Glass. Американская образовательная корпорация JA существует не один десяток лет и создала целый ряд очень удачных технологий для обучения школьников экономике. Одной их таких технологий и является МЭМ. Математическая модель, заложенная в данную программу, настолько удачно соотносит существенное и несущественное в рыночных отношениях, что, видимо, это и является ее пропуском в образовательные программы многих стран мира.

Соревнования по МЭКОМ долгое время входили в программы олимпиад по экономике различного уровня, а также до сих пор турниры МЭКОМ проводятся в сети Интернет. Автором компьютерной версии программы МЭКОМ в России является Международный Центр Экономического и Бизнес Образования (МЦЭБО).

В Европе в 2009 году коллеги при финансовой поддержке EUREL проводили международный турнир International Management Cup 2009 среди студентов электротехнических специальностей вузов Польши, Швеции, Швейцарии, Италии, Австрии и Германии на основе похожей симуляционной деловой игры, применяемой в тренингах менеджеров в компании Siemens, финальный этап игры состоялся в сентябре 2009 года в Венеции.

Как принимать решения в игре МЭКОМ

Предположим что Вы являетесь менеджером фирмы. Ваша фирма производит мэкометр - товар, который производят только несколько фирм. Свой товар Вы продаёте на рынке, где у вас имеются конкуренты - другие фирмы. В начале игры ни одна из фирм (в игре может принять участие от 2 до 8 фирм) не имеет каких-либо преимуществ. Задача вашей фирмы - получить по окончании игры наибольший РИФ (Рейтинговый Индекс Фирмы).

РИФ зависит от следующих показателей:
• накопленная прибыль;
• потенциал спроса;
• потенциал предложения;
• эффективность загрузки фабрики;
• доля рынка;
• рост доли рынка.
Главная составляющая РИФа - Накопленная прибыль.

Игра состоит из нескольких периодов. Количество периодов определяется сценарием игры, и заранее участникам неизвестно. Обычно перед началом игры объявляется, что количество периодов - от 6 до 12 (возможны и другие интервалы). Очень часто количество периодов (реально) бывает от 7 до 10. Вам необходимо осознать, что период в переводе на реальную жизнь - это 3 месяца. В ходе игры каждый период Вы должны будете принимать пять решений, определяющих деятельность Вашей фирмы.

Вам предстоит:
• установить Цену на Ваши мэкометры;
• определиться в Производстве Вашей фабрики;
• сделать вложения в Маркетинг (Маркетинг - это обширная деятельность в сфере рынка товаров и услуг, осуществляемая в целях стимулирования сбыта товаров. Большой составной частью маркетинга является реклама);
• произвести амортизационные отчисления, а также сделать дополнительные капитальные вложения. Сумма этих двух позиций составляет Инвестиции.
• определиться с затратами на НИОКР (научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки).

В каждом отчёте периода даётся сообщение, в котором говорится о состоянии экономики и мэком-индустрии. Чтобы правильно принять пять решений, о которых только что говорилось. Вам нужно будет правильно "прочитать" и понять это сообщение. Из сообщения Вы должны вывести для себя следующие необходимые данные:
• каково изменение спроса на мэкометры по сравнению с предыдущим периодом;
• насколько сильное воздействие на потребителей окажет маркетинговая деятельность (размах которой определяется вложениями в маркетинг);
• как потребители относятся к новинкам в мэком-индустрии, и как "играет" качество товара (действие НИОКР);
• а также постараться выяснить последующие изменения в экономике и мэком-индустрии (от этого будут зависеть Ваши капиталовложения).

Принятие решения

Итак, Вы получили отчёт. У Вас для принятия решения 5 минут (время может быть изменено ведущим игры). Что Вам надо будет сделать за это время?
Несколько секунд Вы потратите на то, чтобы посмотреть на свою прибыль, сравнить её с прибылью конкурентов, посмотреть заказы по индустрии, свои заказы, склад. На отчёте Вы должны пометить свои ошибки, чтобы в следующих играх не совершать подобных.
После этого Вы должны основательно взяться за работу. С партнёром по команде Вы распределите свои обязанности (лучше это сделать до начала игры), иначе, считая вместе, не успеете принять решение. Распределение обязанностей - дело самостоятельное. Опытные игроки, получив отчёт, сразу берутся за свою работу. Когда компаньоны подсчитают всё, что необходимо, они обмениваются своими итогами, и дальше, на основе полученных данных, совместно принимают решение.

Направляющие вопросы

Как влияет экономическая ситуация в мире на отдельную фирму в России?
Как управлять собственной фирмой в рыночных условиях?

Цели и задачи проекта

• Научить учащихся через игру понимать и анализировать происходящие в жизни экономические процессы;
• Развитие умения работать с информацией;
• Научить принимать обоснованные, рациональные решения в различных ситуациях;
• Сформировать основы экономического образа мышления;
• Через игру показать основные принципы принятия экономических решений фирмами;
• Научить создавать презентации со сценарием к игре;
• Сформировать и развить навыки самоанализа.

Используемые информационные и педагогические технологии

• групповой метод работы,
• исследовательский метод,
• активная форма работы (деловая игра),
• модульное обучение,
• самостоятельная работа.

Тренировочная версия игры и все об этой игре >>