Новости

Третья Школа междисциплинарного анализа социально-экономических процессов

А.Ю. Филатов (ИГУ, Иркутск)
Третья Школа междисциплинарного анализа социально-экономических процессов 

Дискуссии о роли, состоянии и перспективах развития экономической теории, ставшие особенно острыми в связи с осмыслением причин финансово-экономического кризиса и его возможных последствий, с особенной остротой выявили необходимость междисциплинарного подхода к анализу обсуждаемых проблем. Экономика как наука является естественным сплавом математических и гуманитарных аспектов описания социально-экономических явлений. Совершенствование математических моделей экономической динамики, в особенности задач с большим количеством участвующих агентов, предполагает включение в рассмотрение конструкций, используемых в эволюционной биологии, социологии, физике сложных систем, статистической физике и т.д.

Не меньшую важность имеет и вопрос о том, где проходит граница возможностей количественного математизируемого описания социально-экономической реальности. Параллельно с совершенствованием количественных методов описания общества абсолютно необходимо развивать и качественные методы, характерные для инструментария гуманитарных наук и позволяющие выявить ключевые цивилизационные и культурологические аспекты научного знания.

Школа междисциплинарного анализа социально-экономических процессов была задумана как ежегодная площадка, где ведущие специалисты в области экономики, физики, математики, географии, социологии и других наук могли бы общаться, обмениваться опытом решения сходных задач и наметить пути дальнейших совместных исследований.

В 2013 году Школа МАСЭП проводилась в третий раз. Школа была организована Центром социального анализа, Новой Экономической Ассоциацией, Университетом Дмитрия Пожарского и Русским фондом содействия образованию и науке. После Первой Байкальской и Второй, проводившейся на Валдае, Третью Школу МАСЭП принял Урал. Заседания проходили 26–30 июля в конференц-центре «Ниотан», находящемся в живописных лесах неподалеку от поселка Верхняя Сысерть в 50 километрах от Екатеринбурга.

Первоначально планировалось, что первый день Школы будет посвящен проблемам макроэкономики и общества, однако острая ситуация, сложившаяся в связи с реформой РАН, внесла коррективы в программу. Открывающий Школу доклад, который делал академик Виктор Меерович Полтерович (ЦЭМИ РАН), был посвящен детальному анализу различных аспектов этой реформы. В первой части выступления Виктор Меерович подробно проанализировал выдвигаемый сторонниками реформы тезис о тотальной неэффективности Академии наук. Было показано, что указанное утверждение, по существу, основывается на предельно некорректной методике обработки соответствующих данных. Например, при сравнении результативности деятельности РАН по сравнение с вузами были исключены публикации совместителей, наиболее активной части Академии, а при сравнении с АН Китая не было учтено, что гуманитарная часть АН Китая, слабо представленная в базах, подобных Scopus и Web of Science, была несколько лет назад выделена в отдельную структуру. Далее были проанализированы мотивы закрытия Академии наук и названы вероятные силы, заинтересованные в принятии такого решения.

Во второй части доклада были проанализированы реальные проблемы Академии наук: возрастная структура и недостаточная интеграция с вузами, предложены пути их решения. В частности, была представлена перспективная траектория обновления Академии наук с учетом ресурсных и технологических ограничений, российских культурных особенностей и отличий человеческого капитала, минимизирующая негативные эффекты реформирования и сдерживающая потенциально коррупционную перераспределительную деятельность.

Обсуждение ситуации с реформой РАН продолжилось в конце дня на специальном круглом столе. В бурной дискуссии по этому вопросу приняли участие практически все участники Школы.

Во втором докладе, который представил один из ведущих специалистов по теории и практике мировой экономики и международной торговли Сергей Афонцев (ИМЭМО РАН), былсделан акцент на изменениях, произошедших в мире за последние десятилетия. В частности, благодаря технологическим и инфраструктурным изменениям существенно изменилась роль географии в экономике. Появилась возможность торговать там и теми товарами, где раньше это было невозможно. Нивелировался (особенно в Европе) фактор выхода к морю и (что бы ни утверждали Паршев и Милов) климатический фактор. В то же время важнейшую роль стал играть демографический фактор (миграции и уровень зарплат) и изменение цен на ресурсы, часто приводящее к существенной перестройке соответствующих рынков. Ярким примером здесь может служить сланцевый газ, вытесняющий в США запредельно дорогой обычный. Существенно выросла роль экономической политики, особенно в сфере международных отношений, и качества политических и экономических институтов. При этом ключевой вопрос экономического регулирования о разграничении полномочий между государством и рынком перешел в плоскость разграничения между национальным и наднациональным уровнем. Современная парадигма нового регионализма базируется на системе «Зона свободной торговли плюс». Не организуется таможенных союзов, общего рынка, существует огромное количество исключений в правилах торговли, однако подобная практика, основанная на взаимном согласии и экономических выгодах, гораздо эффективнее искусственных политических союзов.

Андрей Леонидов (ФИАН) в своем докладе «Экономика bottom-up» сконцентрировался на проблемах, возникающих при переходе от описания экономики на микроуровне (в терминах свойств экономических агентов) к макроуровню (описанию агрегированных свойств систем взаимодействующих экономических агентов). Было отмечено, что даже наличие полной информации о рационально детерминированном поведении каждого агента (хотя проблема возможной нерациональности сохраняется и здесь) не позволяет полноценно прогнозировать свойства системы в целом из-за невозможности решить систему из миллионов уравнений, и, тем более, получить решение соответствующей оптимизационной задачи. Более того, при агрегировании возникают и принципиально неразрешимые проблемы, о чем, в частности, говорят, теоремы о невозможности. В то же время, макроэкономическая система обладает определенными свойствами, иногда существенно иными, чем те, которые характеризуют микроуровень, но которые можно выявлять и на их основе строить вполне достоверные прогнозы. Нечто подобное наблюдается и в других науках: например, при невозможности буквального решения системы уравнений, описывающих движение огромного числа составляющих систему частиц, статистическая физика позволяет, тем не менее, описать усредненную эволюцию системы в целом. При этом при исследовании сложных систем, в том числе, экономических, важно осуществить их классификацию на достаточно устойчивые фазы, разделенные фазовыми переходами и выявить критические значения параметров, при которых этот переход случается.

В докладе Андрея Леонидова были также затронуты еще две важные темы, относящиеся к математическому моделированию социально-экономических процессов: агенто-ориентированное моделирование, проиллюстрированное на примере макроэкономической модели MARK и модели рынка жилья в Вашингтоне, и роль сетевых эффектов. Важность последних связана с тем, что экономические агенты не являются независимыми, и это накладывает очень серьезный отпечаток на то, какими должны быть реальные прогнозы и рекомендации. И первые исследования того, какова настоящая вероятность каскадного дефолта банков; кто контролирует мировой акционерный капитал; как оценивать финансовые рынки с учетом топологии связей, уже проводятся.

Второй день Школы был посвящен городу и транспорту. Современная городская экономика изучает те агломерационные и дисперсионные силы, которые с одной стороны делают выгодным объединение в крупные центры благодаря положительному эффекту масштаба, использованию общей инфраструктуры и эффекту сообучения, но с другой не позволяют большинству городов вырождаться в сверхгигантские мегалополисы из-за неограниченно возрастающих транспортных издержек и запредельной стоимости земли.

В первом докладе Петр Сафронов (РАНХиГС) сделал акцент на проблеме закрепощения пространства. На множестве представленных слушателям российских и зарубежных примеров он продемонстрировал противостояние: порядок против хаоса, закрепощенность против свободы, жизнь против мертвой обстановки. Впрочем, к однозначному мнению, что хорошо, а что плохо, прийти не удалось. Комфортная городская среда для разных людей выглядит по-разному.

Более формализуемой является задача формирования эффективной транспортной системы крупных городов, многие из которых просто задыхаются от пробок и от отсутствия хорошей схемы функционирования общественного транспорта. На эту тему выступил директор Института транспорта Михаил Якимов, который помимо теоретических изысканий проводит (весьма успешно) и практическое реформирование, координируя данную деятельность в Перми. Несмотря на постоянно увеличивающееся количество автомобилей в городе, за последние несколько лет среднесуточные затраты времени горожан на переезды сократились более чем на треть. Некоторыми рецептами Михаил Якимов поделился со слушателями.

В докладе Юрия Дорна (МФТИ, НИУ ВШЭ) былопродолжено обсуждение проблемы борьбы с транспортными пробками. В предлагаемых им моделях на основе демографической статистики по каждой из зон, на которые разделен город, строятся распределения транспортных потоков – как совокупное, так и по отдельным видам транспорта (частного и общественного), а также по маршрутам. После того, как общая картина становится прозрачной, проводится попытка осуществить оптимизацию. Первой идеей, позволяющей достичь общественного оптимума, является уравнивание издержек проезда с помощью денежных механизмов. Однако развитие сети платных дорог является политически непопулярным решением. Кроме того, с учетом неоднородности жителей расчет оптимальной платы представляет собой отдельную нетривиальную задачу. Вторая и третья идеи связаны с маршрутизацией общественного и грузового транспорта. Можно перевести его на альтернативные менее заполненные магистрали. В то же время, эти пути, скорее всего, менее удобны, и это может вылиться в дополнительную мотивацию к использованию личных автомобилей вместо общественного транспорта и усугубить проблему пробок. Противоположное решение, в полной мере осуществленное в Сингапуре и принятое к реализации в Москве – приоритет общественного транспорта (примером здесь могут служить выделенные полосы) и повышение удобства его использования (новые маршруты, линии метро, легкого метро и скоростного трамвая, удобные стыковки, снижение стоимости проезда, эффективная система единых проездных). Сложности здесь в основном связаны с длительностью реализации, особенно для районов новостроек, и сопротивлением автомобилистов. Наконец, последнее предложенное направление работы было связано с оптимизацией транспортной сети – строительством новых дорог (а иногда и закрытие неэффективных существующих), реконфигурацией работы светофоров, перекрестков и т.д. Наиболее подходящий инструментарий работы с этим направлением – агенто-ориентированные модели, о которых также немного рассказал Юрий Дорн.

Программу второго дня Школы завершило выступление Юрия Плохова, который рассказал о комплексном планировании в региональных центрах на примере того, что делает инициативная группа архитекторов и градостроителей «ПроТагил» в Нижнем Тагиле. Во время выступления возникла достаточно жесткая дискуссия относительно судьбы исторической застройки (в частности, в центре Москвы) в процессе реконструкции городского пространства и соответствующей позиции профессионального архитектурного сообщества.

Третий день Школы был назван «Днем неравновесной экономики». Задел для обсуждения был сделан еще в день открытия Школы, когда Андрей Леонидов в своем вступительном докладе упомянул, что экономические процессы, вообще говоря, далеко не всегда можно охарактеризовать в равновесных терминах, либо невозможно гарантировать достижение этого равновесия за разумное время.

Игорь Гермогенович Поспелов (ВЦ РАН) продолжил обсуждение этого вопроса в контексте наличия в большинстве сложных экономических систем сильного магистрального эффекта. С одной стороны, результаты изучения экономики становятся ее частью и еще сильнее усложняют ее. Например, «идеальная» стратегия трейдера на фондовом рынке, становясь общим знанием, полностью меняет поведение участников и структуру рынка, и при разработке новой идеальной стратегии необходимо это учитывать. Далее те же размышления можно продолжать до бесконечности – моделям информационной рефлексии на прошлогоднем МАСЭПе был посвящен доклад Дмитрия Новикова из ИПУ РАН. С другой стороны, разумная экономическая система должна быть простой, и для покупки колбасы вовсе не обязательно использовать суперкомпьютеры. Модель рациональных ожиданий, где все знают будущее, при идентификации с правильными параметрами, от этого будущего не зависит. В докладе на реальной эмпирике было показано, как самосогласованность возникает в различных экономических моделях – моделях роста, моделях банковской деятельности, моделях отраслевых рынков.

Ученик Игоря Поспелова Николай Пильник (НИУ ВШЭ) представил практическое подтверждение идей своего научного руководителя – агенто-ориентированную модель экономики Казахстана. Он начал с доказательства тезиса о том, что макроповедение масс гораздо более регулярно, чем поведение отдельных субъектов. Затем представил основные блоки модели, описывающие поведение домашних хозяйств (в роли потребителей и в роли наемных рабочих), производителей (нефинансовых коммерческих организаций), банков (финансовых коммерческих организаций) и собственников капитала. В качестве индивидуальных агентов в модели также выступали государство, отделенный от него Центральный банк, агрегированные экспортеры и импортеры, описывающие взаимодействие с внешним миром. Оценивалось равновесие на продуктовом, финансовом и валютном рынке, рынке труда с учетом сбалансированности бюджета. Калибровка осуществлялась на основе сглаженной статистики 2009–2010 года. Важно отметить, что в эти годы экономика не находилась в состоянии равновесия, а испытывала довольно сильные потрясения, тем не менее, и в этот период удалось выявить и сильный магистральный эффект, и адекватно описать реальную траекторию движения. Продемонстрировав красивые графики, Николай Пильник рассказал о перспективах построения аналогичной модели для экономики России по данным Росстата.

Послеобеденное заседание началось с доклада Владимира Каганского (Институт географии, МГУ) посвятившего его «маленькой науке о большом пространстве» – российской теоретической географии. Экономика и география имеют много точек соприкосновения, начиная с первой теоретической модели географии – модели фон Тюнена, по сути являющейся экономической. Учет геометрии и расстояний (не всегда в математическом смысле, поскольку существуют границы, труднодоступные территории, дороги и т.д.), проблема районирования являются крайне важными в экономических исследованиях, особенно в такой большой и неоднородной стране, как Россия. Действительно, экономический обмен практически всегда сопряжен с перемещением людей или товаров в пространстве, а оптимальное местоположение экономического агента зависит от местоположения тех, с кем он взаимодействует. Более того, такие изменения, как появление новой транспортной магистрали, создание промышленного кластера, изменение таможенных пошлин могут существенным образом повлиять на степень экономической привлекательности исследуемого региона и на перспективы его развития.

В докладе Дмитрия Мосякова (Институт Востоковедения РАН) была проанализирована связь между проведением реформ и уровнем агрессивности государств на примере реформ в Японии и Китае. В насыщенном богатым фактологическим содержанием выступлении было приведено убедительное описание механизмов, приводящих к тому, что реформирование экономики может привести к резкому скачку уровня послереформенной военной активности. В ходе доклада автором был также представлен исключительно интересный сравнительный анализ траекторий и результатов реформ, проводимых в XIX веке в России и Японии.

Программа третьего дня Школы завершилась оживленной дискуссией о роли и значении неравновесных эффектов в описании социально-экономических явлений, в которой выступили Сергей Афонцев, Игорь Поспелов, Андрей Леонидов, Николай Пильник и другие участники Школы.

Выступление Анны Усачевой (ПСГТУ) «Образы благочестивого и негодного правителя на примере речи Святого Григория Богослова против императора Юлиана» было посвящено анализу конкретного эпизода, относящегося к одному из ключевых моментов истории Византии – противостоянию христианства и язычества во время правления императора Юлиана Отступника. Докладчиком была подробно проанализирована структура аргументов, использовавшихся противоборствующими сторонами. Большой интерес, проявленный к этой лекции слушателями Школы, еще раз наглядно продемонстрировал исключительную важность византийской проблематики для интеллектуального дискурса современной России.

Последний день работы Школы, «День сюжетов», начался докладом руководителя Центра RAMCOM Дениса Соколова по ситуации на Северном Кавказе. Проблема здесь состоит не только в том, что этот регион является черной дырой для бюджетных денег, но и в том, что он стоит в авангарде с точки зрения деградации экономики и институтов в России. В условиях слабого государства судебная система, защита прав собственности, институты заработной платы и социальной поддержки попросту не работают, и есть риск распространения этих болезней на всю территорию страны. При этом имеется альтернативный сценарий и потенциальные перспективы превращения Северного Кавказа во «внутреннюю Турцию» на основе конкурентных преимуществ в виде благоприятного климата и относительно дешевой рабочей силы. Однако для реализации этого необходимо принятие важных государственных решений, о которых, в частности, и говорил Денис Соколов.

Второй доклад дня, посвященный проблеме наркотиков в современной России, был представлен кандидатом в мэры Екатеринбурга и руководителем фонда «Город без наркотиков» Евгением Ройзмананом. Несмотря на избирательную кампанию и плотнейший рабочий график, Евгений сдержал данное в апреле обещание о приезде. Его эмоциональное выступление – честная история борьбы (и весьма успешной) с наркоманией в условиях неработающих государственных структур – ни кого не оставило равнодушным. Были обрисованы и современные проблемы, связанные с новыми каналами поставок, торговлей через интернет, потоками новых видов наркотиков из Китая, а также возможные методы профилактики. В завершение встречи Евгений Ройзман ответил на некоторые вопросы, касающиеся политики и избирательной кампании.

В вечернее время обсуждения продолжались. В частности, был организован многочасовой (желающих выступить оказалось гораздо больше запланированного) круглый стол по проблемам образования. В рамках дискуссии сходились подчас противоположные точки зрения относительно образовательных реформ, причин падения качества образования, ЕГЭ, распределения бюджетных мест, проблемы неэффективных вузов, дальнейших перспектив российского образования и науки.

Также в рамках круглого стола были подведены итоги Школы и озвучены планы на будущее. Среди ближайших мероприятий, в которых примут активное участие докладчики и слушатели МАСЭПа были названы конференция НЭА «Междисциплинарные исследования экономики и общества» (Москва, МГУ, 10–11 декабря 2013 г.) и VII экономико-математическая Школа «Байкальские чтения» (Иркутск, ИГУ, 17–28 марта 2014 г.). Четвертая Школа МАСЭП анонсирована на последнюю неделю июля 2014 года.