Модели рыночной экономики

Специальность: "Математические методы в экономике" (основной курс)
Семестр: 9 (осенний, 5 курс)
Виды занятий: лекции – 30 час., лабораторные занятия – 15 час.
Форма отчетности: экзамен
Автор программы: Зоркальцев В.И., д.т.н., профессор

 

Данный курс читается в период завершения аудиторного обучения студентов, перед преддипломной практикой. Поэтому он частично содержит повторение, обобщение и углубление ранее пройденного материала, в т.ч. в плане подготовки к государственным экзаменам и в целях закрепления у студентов ключевых аспектов математической экономики и экономической теории.

 

Тема 1. Модель рынка одного товара
1. Функции спроса и предложения. Равновесные цены и объемы товаров. Механизм рыночного саморегулирования, отклонения и циклы экономической конъюнктуры, необходимые и достаточные условия рыночного равновесия.
2. Дополнительные доходы продавцов и покупателей. Два источника формирования дополнительных доходов продавцов: лучшие технологии и организация производства, лучшие природные условия. Рентные доходы с природных ресурсов: дифференциальная рента I, дифференциальная рента II, монопольная рента. Понятие и способы оценки динамической ренты с исчерпаемых природных ресурсов. Особенности формирования и механизмы получения ренты с природных ресурсов в отдельных секторах экономики, в т.ч. в сельском хозяйстве, нефте- и газодобыче, лесной промышленности, гидроэнергетике.
 

Тема 2. Модели поведения покупателей
3. Критерии и ограничения в выборе товаров и услуг людьми и предприятиями. Принцип рационального поведения. Исходная (максимизация полезности при бюджетных ограничениях) и сопряженная (минимизация издержек на достижении заданного уровня полезности) задачи выбора покупателей.
4. Отношения предпочтения и функция полезности. Аксиомы и основные положения порядковой (ординалистской) полезности. Неоклассическая задача потребления: свойства и геометрическая интерпретация её решения.
5. Сравнительная статика потребления. Основное матричное уравнение теории потребления. Определение взаимозаменяемых и взаимодополняемых благ. Объяснение закона спроса через модель выбора покупателя. Возможные исключения: эффект Гиффена. Представление общего эффекта влияния цены на спрос данного товара в виде суммы влияния замены и влияния дохода. Ценные и малоценные товары. Нормальные товары и товары Гиффена.
6. Возможность определения отношений предпочтения по имеющимся наблюдениям. Выявленные предпочтения.
7. Полезность Неймана-Моргенштейна.
8. Модификации модели выбора покупателей в условиях возможности их воздействия на цены. Выбор монопсониста. Выбор в условиях олигопсонии.
 

Тема 3. Теория фирмы
9. Производственные функции. Эффект от расширения масштаба производства.
10. Эластичность производства. Возможность замещения ресурсов. Множество выпусков. Подмножество эффективных выпусков. Стоимость предельных продуктов. Сравнительная стоимость фирмы.
11. Поведение фирм в условиях несовершенной конкуренции. Монополия и олигополия. Способы учета влияния фирмы на цены производимых благ.
 

Тема 4. Теория общего рыночного равновесия
12. Модель экономики Вальраса. Принципиальная возможность целостного представления функционирования всей экономической системы. Значение модели Вальраса для экономической теории. Достижение баланса числа уравнений и неизвестных. Необходимость нормирующих условий на массу денег в обращении и их скорость обращения. Невозможность практического применения модели Вальраса.
13. Необходимость и виды агрегированного описания экономики. Модель межотраслевого баланса.
 

Тема 5. Теория рынков несовершенной конкуренции
14. Модели рынков несовершенной конкуренции и теория игр. Игры двух участников с нулевой и ненулевой суммой. Кооперативные игры.
15. Статические игры с полной информацией. Равновесие по Нэшу. Равновесие Нэша в смешанных стратегиях. Динамические игры с полной информацией.
16. Статические и динамические игры с неполной информацией.
17. Монопольные рынки. Существование равновесия при монополии. Свойства монопольного равновесия. Потери из-за монополизации. Разные типы ценовой дискриминации.
18. Олигопольные рынки. Свойства равновесия Курно в случае линейных и одинаковых предельных издержек. Симметричность. Существование и единственность равновесной ситуации. Приближение к точке равновесия совершенной конкуренции с ростом числа участников. Свойства равновесия Курно при функциях издержек общего вида.
19. Возможные причины отсутствия равновесия по Нэшу. «Неоптимальность» равновесий Курно-Нэша. Неустойчивость олигополии из-за неполной информации и возможных смен критериев поведения отдельных фирм. Модель дуополии Штекельберга.
20. Сговоры и картельные соглашения. Целесообразность для олигополистов заключения картельных соглашений и стимулы к их нарушению. Способы реализации картельных соглашений.
 

Тема 6. Теория потребительского выбора. Функция полезности
21. Внеэкономические цели экономического поведения людей. Кардиналистская функция полезности. Её критика.
22. Ординалистская полезность. Аксиомы потребительских предпочтений. Возможность представления бинарных отношений предпочтений через функцию полезности. Реабилитация функции полезности как полезного инструмента.
23. Модель потребительского выбора в виде задачи максимизации функции полезности при бюджетных ограничениях. Одновременный выбор доходов и расходов. Выбор расходов при заданных доходах. Обратная задача минимизации расходов для достижения заданного значения функции полезности.
24. Влияние доходов на потребление отдельных видов экономических благ. Кривые Энгеля.

 

ЛИТЕРАТУРА:
1. Интриллигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. - М.: Прогресс. – 1975. - 607с.
2. Ланкастер К. Математическая экономика. – М.: Сов.радио. – 1972. - 464с.
3. Ашманов С.А. Введение в математическую экономику. – М.: Наука. – 1984.
4. Бусыгин В.П., Желободько Е.В., Коковин С.Г. Цыплаков А.А. Микроэкономический анализ несовершенных рынков. – Новосибирск. – НГУ. – 2000.
5. Зоркальцев В.И. Модели рыночной экономики. – Иркутск: ИГУ. – 1993. - 194с.

 

Задачи по курсу "Модели рыночной экономики"

Билеты для экзамена по курсу "Модели рыночной экономики"